Ш.А. Амонашвили

Каждым летом, когда появляется возможность отдохнуть и заодно осмыслить, что произошло с тобой в учебном году, был ли он непохожим на предыдущие, чего ты добился, а над чем необходимо поработать, невольно обращаешься к опыту тех, для кого педагогика была или есть смысл жизни, способ дышать или просто любимое дело. Это лето не стало для меня исключением, потому что я познакомился с творчеством известного отечественного педагога Шалвы Александровича Амонашвили. В основе его гуманно-личностного подхода к преподаванию такие простые и понятные каждому учителю ингредиенты: любовь, понимание, личность педагога способного увидеть личность в ученике, вера (в себя, в ученика) и доброта. Сам автор гуманной педагогики обладает всеми необходимыми качествами учителя настолько, что веришь ему до конца, без капли сомнения. Только такой человек, с большим сердцем и внутренним светом, ослепляющим подобно яркому солнцу, способен вести за собой, убеждать, воспитывать и менять окружающий мир к лучшему.

Л.К. Чевдарь

Каждому человеку хотя бы раз в жизни должно повезти с учителем. Мне повезло несколько раз, и это, возможно, та причина, по которой я оказался в этой профессии. Думаю, неслучайно. Из начальной школы в памяти навсегда останется образ первой учительницы, Надежды Анатольевны Ужеговой, всегда справедливой, сдержанной в чувствах, но определенно любящей своих учеников такими, какие они есть, с достоинствами и недостатками, которые формируют личность, делают их индивидуальными. В 5 классе состоялась «встреча на всю жизнь» с Людмилой Константиновной Чевдарь, учителем русского языка и литературы. Учитель словесности, Людмила Константиновна, по иронии могла выразить все, что ей хотелось, без слов: взглядом, улыбкой, морщинкой, молчанием… Она тот профессионал, который сформировал мои педагогические принципы одним лишь примером. Умение логично, емко и эмоционально выстраивать монолог, тактичность, безграничная мудрость, актерская непредсказуемость, любовь к слову, культуре, Родине и своему ученику — это все про нее. Для школы 8 Людмила Константиновна — эпоха, для меня — учитель, наставник, классный руководитель, коллега и друг. Значительное влияние на мое профессиональное становление оказали преподаватели факультета иностранных языков в городе Бирске, где я учился и творчески жил.

Я и С.В. Малявина
Р.Б. Садыкова

Преподаватель французского языка Равия Бареевна Садыкова уже 1 сентября сказала то, что потом стало ее крылатым изречением, которое мы с одногруппниками вспоминали на выпускном: «Студент инфака не бывает свободен. Если вам показалось, что у вас нет дел, по спине должна пробежать дрожь, потому что вы забыли повторить что-то важное». В этих категоричных, на первый взгляд, словах вся суть жизни того человека, который посвятил себя иностранным языкам, потому как язык нельзя выучить, его можно только учить, и это путешествие длиною в жизнь: у языка нет границ, но есть свойство утрачиваться. Как любое растение нуждается в воде, любой костер требует ветра и дров, так языку необходимо непрерывное поддержание формы. Это именно то, что следует объяснять нашим подопечным из урока в урок, из года в год. Светлана Владимировна Малявина, преподаватель методики, в очередной раз на собственном примере показала, как из мертвого материала под названием «учебник», который написан для воображаемого ученика в воображаемых условиях работы, создать живой, современный и увлекательный ресурс для урока английского языка. И сам язык из уст виртуозного исполнителя звучал, как мелодия, как искусство. Ее главный секрет успеха заключался в том, что ведущая роль на занятии отводилась студентам, так как Светлана Владимировна предпочитала садиться за последнюю парту, называя это место любимым в аудитории. Свободная «сцена», возможность говорить столько, сколько требуется студентам, о том, о чем хочется в рамках заданной темы, – все создавало атмосферу близкую к реальной, в которой язык живет, расцветает, обретает форму и содержание.

Вдохновившись опытом моих преподавателей, мэтров отечественной (Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, Е.Н. Соловова, Р.П. Мильруд) и мировой (Джереми Хармер, Пенни Ур, Джим Скривенер, Скотт Торнбери, Вирджиния Эванс) методики, уверенный в собственных силах и желании менять себя и других к лучшему, я поступаю на работу в свою школу № 8 учителем английского языка. С уверенностью можно сказать, что непосредственное взаимодействие с детьми, коллегами, школьной средой, формируют, меняют и оттачивают педагогический почерк молодого учителя гораздо эффективные, чем пространные размышления об учительстве. Непрестанный поиск себя в профессии, своего голоса, тональности, тембра и репертуара убедили меня в том, что настоящий учитель — это актер, музыкант, психолог, менеджер, вдумчивый читатель и зритель, товарищ, друг и иногда судья. Список этот можно продолжить, как и те принципы и инструменты, которыми я руководствуюсь и пользуюсь в своей работе. К слову, они постоянно преобразуются, меняются, потому как дети, которых я учил даже шесть лет назад, представляют другое поколение, на которое можно было воздействовать художественными текстами большего объема. Впечатлить современного школьника удается короткими, яркими, смешными историями, мемами, видеороликами с живым языком, темами, откликающимися в этих искушенных зрителях. Все чаще современные преподаватели прибегают к геймификации, заворачивая традиционные учебные упражнения в привлекательную обертку игры. Неизменным остается то, что в центре педагогического процесса должен быть ученик: он и субъект деятельности, и объект воздействия, и источник вдохновения, и результат нашего труда. Из всего того, что я услышал от великого педагога Ш.А. Амонашвили, мне особенно запомнились слова о том, что «каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая … И наш долг — помочь ему выполнить ее». С этой мыслью я вошел в класс в новом учебном году, эту мысль буду повторять себе тогда, когда в рутине каждодневных дел я на мгновение забуду, для кого работаю и живу.